Эти странные агрегаторы платежей

Этим летом дошли руки до того, чтобы прикрутить, наконец, электронный магазин к сайту собственной фирмы. Электронный магазин — понятие расстяжимое. Продаваться в нём может не только физический или электронный товар, но и услуга, под которую можно создать свой эксклюзивный товар и дать возможность клиенту оплатить за него (её) прямо на сайте одним из удобных для него способов. Вещь особенно удобная для физических лиц или ИП-шников, для кого не столь принципиально наличие традиционного для российского документооборота набора из счета и акта сдачи-приемки услуг, оформленных в бумажном виде.

С выбором движка вопрос не стоял: для CMS Drupal 6-ой версии наиболее разумным решением выглядело подключение Ubercart 2 — мощного и отлаженного решения для электронной коммерции, изначально «заточенного» для работы с этой версией CMS. Более интересным был вопрос выбора платежного агрегатора, хотя, честно говоря, и он более года назад был решен (поясню на всякий случай, что платежные агрегаторы — это онлайн-сервисы, позволяющие собирать платежи с различных платежных систем на один расчетный счет или электронный кошелек). Однако, как нередко бывает, захотелось поискать и попробовать нового, тем более что очень хотелось, чтобы у этого платежного агрегатора была бы ещё и возможность принимать платежи с пластикоых карт из-за рубежа, потому как традиционные банковские платежи оттуда, особенно мелкие, идут с весьма ощутимыми комиссиями и требуют оформления вороха бумаг в достаточно сжатые сроки. Прием платежей с пластиковых карт из-за рубежа вылился в итоге в отдельную тему, в ходе продвижения по которой обнаружилось немало подводных камней, про которые нигде не было написано и эта история достойна отдельного рассказа. Здесь же попробую ограничиться  лишь тем, что наиболее удивило, когда стал сравнивать возможности различных платежных агрегаторов.

Для себя определил несколько простых критериев, по которым начал подбор агрегатора. Первое — это наличие готовых платежных модулей для Drupal и некоторых других CMS, которые стоят в планах в качестве альтернативных вариантов. Второе — возможность принимать Яндекс.Деньги напрямую. Второй критерий может показаться странным, однако именно Яндекс.Деньги одними из первых уже более 5 лет назад интегрировались с онлайновым сервисом Альфа-банка, дав возможность владельцам счетов в этом банке пополнять кошелек в Яндекс.Деньгах не выходя из дома. Они же имеют один из самых широких спектров возможностей пополнить свой счет без комиссии. И я уже не говорю о том, что это одна из самых удобных и простых в использовании систем электронных денег, доступная даже компьютерному «чайнику» и плюс к этому — очень узнаваемый брэнд.

Что же оказалось?  Списком готовых модулей могли похвастаться очень и очень немногие из платежных агрегаторов. Как правило, эти списки были довольно куцы и никак не коррелировали с рейтингом популярности CMS хотя бы в том же Рунете, доступном для любого заинтересованного человека.

Так, например, несмотря на то, что та же CMS Drupal заняла в 2011 году 2-ое место в рейтинге популярности CMS с открытым исходным кодом (http://www.ratingruneta.ru/cms/2011/), платежных модулей для нее можно было посчитать по пальцам одной руки. Да и то, нередко они были лишь для устаревших версий этой CMS, а уж для нового и самого перспективного решения для нее — Drupal Commerce, и вовсе отсутствовали. Вроде бы всем очевидно, что сейчас очень сильно выросла и продолжает расти конкуренция на рынке платежных систем и агрегаторов, почти все они предлагают приблизительно похожие наборы способов приема оплат. Основные отличия наблюдаются лишь в реализации и дополнительных удобствах.

Представим себе разработчика. Именно он будет выбирать CMS, которую следует использовать для сайта. И даже, если не он, то всё равно — при создании электронного магазина он выберет такого агрегатора, подключение которого создаст меньше всего хлопот и проблем, или, другими словами, будет дешевле и исполнителю, и конечному заказчику. В этой ситуации для агрегаторов было бы логично стремиться максимально расширить список предлагаемых готовых платежных модулей, а не пускать это дело на самотёк. Сделать это если не для ТОП 10, то хотя бы для ТОП 5 платных и беслатных CMS в рейтинге популярности за последний год, совсем немного денег для этого потребовалось бы. Однако, увы. Случалось, я пытался найти на сайте агрегатора упоминание модуля, который, как мне было известно из других источников, уже был разработан и даже проаннонсирован где-то, однако на сайте агрегатора об этом не было ни слова. Может быть я все же чего-то недопонимаю?

С Яндекс.Деньгами ситуация также довольно странная оказалась. Некоторые агрегаторы даже не предлагают их прием. У других, довольно маститых, этот способ оплаты есть, однако осуществляется не напрямую, а через обменники. То есть, выбирает, например, покупатель оплату Яндекс.Деньгами, а его вместо того, чтобы отправить на сайт Яндекс.Денег, посылают к списку различных обменников. Что в этом случае сделает «чайник», который только вот завел себе Яндекс.Кошелек? Думаю, что понятно.

У другого очень серьезного и продвинутого агрегатора Яндекс.Деньги в списке были, но когда стал разбираться, то выяснилось, что оплата при выборе этого способа платежа идет через банковский перевод со всеми его задержками и комиссиями! В третьем случае, у довольно серьезного и уважаемого в Рунете агрегатора были и модуль, и Яндекс.Деньги в списке доступных способов оплат на сайте, но когда попробовал на практике, не обнаружил Яндекс.Денег среди доступных опций. Взыграло любопытство,  полез глубже, даже пропатчил модуль согласно документации об их API, чтобы Яндекс.Деньги все же появились, но тестовый платеж все равно не «захотел» проходить. Написал в поддержку и получил ответ, что для подключения Яндекс.Денег нужно писать отдельную заявку, которую будут рассматривать и так далее, и так далее…

В конечном итоге, заключил договора с RBK Money и OnPay.ru. Причем, с OnPay.ru уже более года имел дело на другом проекте и он шел вне этого небольшого конкурса. Пока собрал только положительные впечатления от работы с ним. И дело даже не в самой низкой комиссии за вывод денег. Главное все же — понятность всех процедур, отсутствие  лишних заморочек с недокументированными ограничениями, легкость администрирования как настроек магазина, так и платежей, а также максимум удобств для покупателя, от чего непосредственно и зависит конверсия магазина.

Такие вот неожиданные наблюдения…

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в соцсетях: