Кто бы мог подумать, что обычный автомобиль, который принято воспринимать в основном лишь как средство передвижения, может стать еще и инструментом самопознания. У меня однажды именно так и случилось, точнее говоря, происходит с некоторой постоянно удлиняющейся во времени периодичностью. Во всяком случае один такой эпизод из моей водительской практики произвел на меня столь сильное впечатление, что даже после нескольких лет не удается до конца выбросить его из головы. То, что вызвало сильные впечатления, трудно забыть, и среди выводов, к которым пришел после его осмысления, был и том, что о некоторых специфических особенностях человеческой психики не следует забывать никогда, особенно во время вождения машины.
Однако, ближе к теме, в это раз совсем не ай-ти-шной. Как то раз, несколько лет назад, когда только начиналось второе лето моей водительской практики, я вел машину по незнакомой дороге и вдруг неожиданно оказался перед железнодорожным переездом, столь же незнакомым, как и сама дорога, абсолютно пустынная в том момент. Продолжение дороги за переездом было скрыто возвышением, по которому проходило железнодорожное полотно, виден был лишь сам переезд. Его блокираторы были опущены и не перекрывали дорогу, а светофор словно «жонглировал» красным сигналом, перебрасывая его с фонаря на фонарь. Именно в этом момент и случился тот самый «феномен» сознания, который, как я уже потом понял, нередко случается и у многих других, однако вряд ли до конца осознается. Состоял он в том, что я не понял, что означает этот сигнал светофора. Абсурд? Да, конечно, но лишь на первый взгляд. До этого момента я достаточно твердо знал, как мне казалось, правила дорожного движения (ПДД), однако это знание удивительным образом не сработало в этот конкретный момент.
В машине я был не один — подъезжая к переезду, мы с женой обсуждали какие-то проблемы человеческих отношений и мой мозг был почти полностью поглощен темой разговора. «Прыгающие красные огоньки» — именно так их восприняла полуотключенная часть сознания, свободная от разговора, вызвали недоуменный вопрос, возникший тоже где-то там, как фон: «Что бы это значило, что это они там перемигиваются, почему не светятся непрерывно, так можно все же ехать или нет?». Помню, что сомнение еще оставалось и я на черепашьей скорости миновал блокираторы, когда с другой стороны рельсов из будки выскочила женщина и начала с матюгами размахивать руками в нашу сторону. Ситуация мгновенно прояснилась, я сразу же остановил машину, немного не доехав до рельсов. Тут как раз и блокираторы поднялись, сделав очевидное еще более очевидным. А через десяток секунд недалеко от капота стоящей машиныу прогрохотала электричка.
Очень долго потом я никому про этот инцидент не рассказывал, прежде всего потому, что не мог объяснить даже самому себе, как можно было не понять очевидного для любого нормального человека смысла сигналов железнодорожного светофора, почему не сработало сознание?
Первое объяснение, которое я нашел, было из области соционики. Это замечательная и очень практически полезная область знаний, заслуживающая отдельного разговора, однако если пояснить совсем кратко, то соционика классифицирует людей на 16 различных социотипов, отличающихся лишь особенностями обработки поступающей извне информации. При этом у одних ведущими — основной и творческой функциями, могут быть структурная или деловая логика, у других — интуиция, у третьих — этика, интравертная или экстраветная, и так далее. Если, например, логика не является основной или творческой, в нешаблонной ситуации она может не сработать или сработать неверно. Логика не является ведущей функцией социотипа, к которому я себя отношу, поэтому и решил поначалу, что причина была именно в этом — перегруженный разговором мозг не смог решить простейшей логической задачки. Такой приблизительно была первая теория «феномена».
Однако позже я нашел еще одно, значительно более правдоподобное для такого случая объяснение имевшему место случаю непонимания очевидного, в котором, как выяснилось, сила логики уже не имела вообще никакого значения.
Объяснение это нашел совершенно неожиданно, читая очередную книгу Александра Никонова «Russian X-Files. Сеансы черной и белой магии с разоблачением», содержащую описания различных мистических историй и объяснений части из них. Никонов — мастер находить интересных и неординарных людей, который подчас знают об окружающем мире и о смысле происходящего в нем значительно больше других, и у которых всегда есть, чему поучиться. Вот и в этот раз он представил своим читателям известного среди специалистов московского психолога Владимира Кучеренко, который много сил и времени посвятил исследованию шаманских практик и сумел создать свою уникальную авторскую методику погружения человека в трансовое состояние, и научился через это состояние исцелять людей от недугов, перед которыми бессильна так называемая классическая медицина. Методику он назвал сенсомоторным психосинтезом. С ее помощью Владимира Кучеренко, например, исцелил от рака 4 степени с метастазами известную наверное всем сейчас писательницу детективных романов Дарью Донцову, «одними разговорами».
Читая интервью с Кучеренко и описания различных случаев из его практики, я вдруг понял, что в тот злополучный (или счастливый — миновал же поезд и столько нового про себя узнал) день, управляя автомобилем на автопилоте и параллельно ведя разговор, требующий сильной концентрации внимания, я наземетно для себя погрузился в состояние транса, в котором, как выяснилось, «обычная» логика напрочь отключается или как минимум сильно видоизменяется. Так, например, в книге описывается случай, когда человеку, погруженному в состояние гипнотического транса, внушают, что перед ним сидят на стульях две его матери. Человек этот начинает с ними общаться и не усматривает в этой ситуации ничего странного.
Стало понятно, что и автомобиль в частности по всем своим параметрам является очень эффективным инструментом погружения человека в транс, особенно если какое-то время управление им идет «по накатанной» и не требует реагирования на меняющуюся ситуацию. Теперь, когда я вижу, как иные водители «чудят» на дороге или попадают в нелепые аварии, не спешу сомневаться в их умственных способностях. Вполне может статься, что они незаметно для себя стали невольными жертвами транса, попав в который, буквально не ведали, что творили. Жаль, что про этот эффект не рассказывают на курсах по вождению, что, впрочем, не удивительно — все эти вещи лежат где-то на стыках между совершенно не пересекающимися областями знаний…