Вот Вам и WOT или особенности формирования общественного мнения в Интернет

История эта началась еще весной, когда мне позвонил один мой хороший знакомый и наш давний клиент, и поинтересовался, почему сайт нашей фирмы отображается как опасный и представляющий угрозу для посетителей в неком сервисе, расширение для которого он установил в свой браузер. Репутация компании — вещь, мягко говоря, не последняя, поэтому я без промедлений отправился на сайт этого сервиса для прояснения ситуации.

Переданная для изучения вопроса ссылка привела на сайт WOT (Web Of Trust) — сайт интернет-сообщества, занимающегося сбором и систематизацией общественного мнения пользователей Интернета по поводу различных Интернет-ресурсов или, проще говоря, сайтов, с целью повышения доверия к сети в целом. Собственно говоря, и само название можно перевести в вольном варианте как «Сеть, которой можно доверять». Наш сайт там был помечен красным цветом, что означало самые низкие из возможных рейтингов и максимальную опасность для пользователя. К счастью, были видны не только рейтинги, но и три оставленных кем-то комментария на немецком языке. В этих комментариях, как подсказал переводчик от Гугл, шла речь о неком Euroweb.de и еще нескольких менее знакомых сайтах, к которым мы имели якобы какое-то отношение. Чем эти ребята не угодили комментаторам, оставившим свои возмущенные сообщения, также было неизвестно, да и разбираться особо не хотелось, потому что все это выглядело полным бредом. Посмотрев на все это, перезвонил своему знакомому и объяснил, как понимал в тот момент, всю абсурдность ситуации и нелепость сообщаемых сервисом оценок и рейтингов.

«Мало ли кто и где какую глупость напишет», — легкомысленно подумал я, положив на место трубку телефона, и не стал более углубляться в вопрос, перейдя к другим насущным делам.

С этого дня прошло несколько месяцев и вот однажды, просматривая заголовки ИТ-новостей, я наткнулся на сообщение о том, что 18 августа социальная сеть Facebook выпустила собственное руководство по безопасности для своих пользователей (https://www.facebook.com/notes/facebook-security/ownyourspace-a-guide-to-facebook-security/10150261846610766). Можно было предвидеть, что руководство это скорее всего должно представлять собой довольно любопытный документ, решающий непростую задачу — рассказать доступным языком о довольно сложных вещах, требующих для своего понимания других немало других сопутствующих знаний. С другой стороны, мнение от лидирующей во всем мире социальной сети на вопросы безопасности было небезинтересно по определению. Скачал pdf-файл и приступил к чтению. Документ этот оказался очень качественным 14-ти страничным руководством, написанным к тому же нескучным художественным языком. Приятно удивило и то, что из большого числа созданных программ для хранения паролей рекомендовались в нем именно та, которой пользуюсь сам и всегда рекомендую своим друзьям и знакомым.

Однако идиллическое настроение быстро улетучилось, когда дочитал до раздела, посвященному противодействию подменам ссылок (clickjacking) и безопасному серфингу в Интернет. В нем в качестве основного совета настоятельно рекомендовалось установить у себя дополнение браузера от WOT, которое на любой странице, включая и страницы с результатами любого поиска, конечно, помечает ссылки на сайты с подмоченной репутацией специальным значком в виде скрученного колечка с тревожным красным или желтым цветом.

В памяти моментально всплыли красные метки и фон, которыми WOT пометил наш собственный сайт. Стало ясно, что с этими абсурдными рейтингами и комментариям надо что-то делать, ибо слишком велика аудитория, которой рекомендации Facebook будут небезразличны. При этом совсем неважно, что они появились пока только на английском языке. Вспомнил и про то, что это расширение не раз попадалось мне в списке самых рекомендуемых дополнений Firefox. К тому же, как позже выяснилось, WOT успел подружиться и с Mail.ru и теперь вместе они будут спасать российских пользователей от ссылок на вредоносные сайты. Это возможно, уменьшит проблемы для владельцев почтовых ящиков на домене mail.ru из-за того что этот наш национальный почтовый сервис приобрел на Западе репутацию рассадника спама, а теперь с большой вероятностью сможет это мнение улучшить.

Ситуация действительно получилась абсурдной: всего 2 или 3 человека, не зная о нас ровным счетом ничего, ошибочно решили, что наша небольшая компания имеет отношение к некой другой компании в другой стране, обидевшей чем-то своих клиентов, и сообщили свое частное мнение всему миру, после чего весь остальной мир (сейчас это более 24 миллионов пользователей дополнений браузера от WOT и цифра эта стремительно растет) видит это частное мнение как финальную и проверенную оценку всего мирового сообщества — сайт в результатах поиска помечается как опасный для посещения, а при попытке перейти на него страница затемняется и выскакивает транспарант с предупреждениями о всевозможных рисках от посещения сайта, наподобие вот такого:

Ну кто после этого захочет его посетить? Вопрос риторический…

Исправлять ситуацию начал следуя рекомендациям сервиса: для начала зарегистрировался на нем сам в качестве члена сообщества, задекларировал сайт как собственный и прошел процедуру проверки того, что являюсь владельцем домена.

Не обошлось и без экзотических для нашего человека моментов: сервис явно сообщил, что без странички Privacy Policy (политика обращения с приватными данными посетителей сайта) со мной даже разговаривать не станут, оказалось, что теперь никак нельзя быть сайту без такой странички. Пришлось найти и воспользоваться услугами одного из бесплатных генераторов страниц Privacy Policy (http://www.generateprivacypolicy.com), который после ответов на его многочисленные вопросы сгенерировал мне вполне адекватный и пристойный текст нашей Privacy Policy на английском языке, который я после минимальной правки поместил на наш сайт.

Далее, как и было рекомендовано, написал пространный Evaluation request — запрос на оценку нашего сайта в специально выделенную для этого ветвь форума, добавив также и отдельные сообщения авторам комментариев с просьбой объяснить причины, подвигшие их к столь неожиданным выводам и оценкам. Через некоторое время появилась пара комментариев, в которых высказывалось предположение, что имеет место случай путаницы — оказалось, что есть еще сайты viscomp.eu и viscomp.br, имеющие прямое отношение к euroweb.de, а наш сайт просто «попал под раздачу», поскольку случайно оказался с тем же именем. Кстати, когда всего через несколько часов после создания этого обсуждения попробовал поискать в Google слово «viscomp.eu», то уже на первой странице с результатами поиска обнаружил ссылку на свежесозданный Evaluation request, в котором этот сайт упоминался — вот это я понимаю, скорость индексации…

Прошло несколько дней, ситуация немного прояснилось, но не улучшилась — рейтинги по-прежнему оставались «красными»,  хотя и чуть-чуть подросли в численном выражении. Я поблагодарил авторов комментариев в ветке за ответы и стал думать о том, что же делать дальше. Написал друзьям и знакомым, чтобы тоже приняли участие в оценке ресурса. Заметил также, что при добавлении комментария в обсуждение, название сайта оказывается на некоторое время на самом верху общего раздела обсуждений сайтов, поэтому начал время от времени добавлять свои соображения и комментарии к ситуации в виде отдельных постов.

Это довольно быстро дало результат — на обсуждение ложных рейтингов и комментариев к нашему сайту обратили внимание наиболее активные участники сообщества WOT и живо подключились к дискуссии. Появились два из трех авторов комментариев, извинились и поменяли свои рейтинги. До третьего автора так и не удалось достучаться — на WOT, увы, отсутствует пересылка личных или публичных сообщений на e-mail, вообще куда-либо дальше профиля пользователя, поэтому если человек вдруг перестал логиниться на сервис, он ничего и не узнает о посланных ему посланиях. В ходе публичных обсуждений родился даже специальный термин по имени исчезнувшего комментатора — «Kraftwerk Effect«, однако к тому моменту этот последний «зависший» низкий рейтинг уже перестал ощутимо влиять на общую картину — за сайт проголосовало столько людей, что его рейтинг стал «нормальным», а иконка от WOT позеленела, и соответственно силами сообщества последствия невнимательности первых комментаторов были устранены.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в соцсетях:
blog comments powered by Disqus